Меню сайта
Block title
|
Предметная неделя физики в школе
Из опыта работы
Содержание:
1.Введение……………………………………………………………………….………….4 2.Методическая разработка предметной недели физики в школе………………………5 3.План-программа методической разработки……………………………………………..7 4.Содержание мероприятия…………………………………………………………………8 5.Заключение……………………………………………………………………………....10 Список литературы………………………………………………………………….…….11 Приложение. ……………………………………………………………………………….12
1. Введение Сегодня школьника захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море, как отсеять нужное от ненужного, как выделить главное? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы, и даже самая маленькая, но собственная находка на этом пути, дороже томов чужой мудрости. Учиться ставить простейшие опыты, мастерить, доходить своим умом до понимания основ физики, наблюдать, анализировать, логически мыслить, и тогда школьная премудрость уже не навалится на ребенка беспорядочной грудой, а легко «разложится по полочкам». Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, например предметные недели. Основная задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Основными задачами внеклассной работы являются:
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие виды:
Среди всех массовых внеклассных мероприятий в школе наибольшей популярностью у учащихся пользуются недели занимательной физики. При проведении недели физики идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы. 2.Методическая разработка предметной недели физики в школе Для проведения недели физике в школе выбирается оргкомитет, который заранее вывешивает план мероприятий. После первого заседания оргкомитета проводится линейка, оформляется стенд с газетами, плакатами, кроссвордами и ребусами, выпущенными учащимися с 7-го по 11 класс. На второй день проводятся экспериментальные площадки для учеников 7-8 класса в виде нетрадиционного показа опытов «Фокусы и физика». Цель мероприятия – выявить донаучные знания школьников, развить их любознательность, показать им огромные возможности науки физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с новыми открытиями. Для этого подбираются 8 – 10 старшеклассников, которые готовят занимательные опыты и объяснения к ним пытаются найти совместно с учащимися 7-8 класса. На третий день проводится семинар «Интересные открытия рядом» с учащимися 7-8 классов, а в 9-11 классах проходит экспериментальные площадки. Цель семинара: продолжить развитие познавательной активности учеников, через поиск нового научного материала по физике, показать большие возможности научных открытий охватывающих всю человеческую жизнь. Цель экспериментальной площадки для 9-11 классов: формирование у учащихся экспериментальных умений не только с помощью школьного оборудования, но и спомощью виртуальных лабораторных работ из интернет-ресурсов, развивать аккуратность и внимательность в работе с цифровыми образовательными ресурсами, формирование культуры умственного и физического труда. На четвертый день недели проходятсявикторина «Мир физики»…………… Заключительная часть недели проходит в виде научной конференции, после которой подводятся итоги недели, проводится награждение активных участников, победителей конкурсов и викторин. С особым интересом школьники при проведении недели физики занимаются составлением и угадыванием кроссвордов, ребусов по физике. Кроссворды и ребусы по физике относятся к так называемым тематическим кроссвордам и ребусам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они помогают глубже освоить тему, особенно при изучении её в данный момент в школе. Они дисциплинируют ум, учат правильно, чётко разбираться в физических определениях, развивают память. С помощью таких кроссвордов можно чаще осуществлять контроль знаний различных физических терминов и определений. О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех них характерна фигурная черно-белая сетка. Но одинаковыми они кажутся только на первый взгляд, поскольку их содержание может быть удивительно многообразным. В данной работе представлены такие кроссворды:
Все кроссворды действующие, их можно предлагать ученикам на уроках при повторении и закреплении учебного материала; на внеклассных мероприятиях; включать в программу недели физики и космонавтики; их авторов обязательно надо извещать об общественной пользе их труда, это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом. Кроме того, следует высоко оценивать успехи ребят в составлении кроссвордов и обязательно их поощрять. При проведении мероприятий недели физики эффективно используем занимательные опыты, домашние экспериментальные задачи, виртуальные опыты из цифровых образовательных ресурсов……... Все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках учителя и держал его в своих собственных руках или смог заглянуть в мир цифровых образовательных ресурсов и там выполнить необходимый эксперимент, извлечь необходимые данные, применить эти данные в научном исследование. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного или виртуального физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, извлекают необходимые величины, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. У них формируется определенная культура умственного и физического труда. Проведение недели физики способствуетусловиям развития у учащихся возможности попробовать себя и в роли исследователей, лаборантов и студентов на заключительном этапе недели физики в научной школьной конференции. Это работа направлена на формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников. Дает результат, если она носит системный и систематический характер. Исследовательская деятельность учащихся повышает престиж знаний, совершенствует навыки учебной работы, развивает личность ученика, воспитывает уверенность в своих силах, общую культуру и грамотность. Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с разными источниками информации включая и информацию с интернета. Конференция способствует выявлению наклонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям. Велико значение конференции для развития инициативы, активности и самостоятельности учащихся, а также для воспитания у них чувства ответственности перед своей командой, перед классом в целом. В процессе подготовки своих сообщений учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядностью, приборами и информационной научной литературой, умениями пользоваться подготовленными пособиями во время своего доклада, демонстрировать рисунки, слайды. Готовить презентации по выбранной тематике. Неоценимо значение конференции в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. Научно – исследовательская работа с учащимися это большой и кропотливый совместный творческий труд. Учителя нашей школы рассматривают организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важнейших условий развития познавательной активности учеников. Главное отличие учащихся – участников конференции – наличие у них желания узнавать новое. В привлечении учащихся к исследовательской работе учителя школы исходим из того, что развитие творческих способностей, обучение навыкам исследовательской работы вполне возможно в условиях общеобразовательной школы, «если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости», в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость - прежде всего в развитии способностей учащихся. К исследовательской работе привлекались ученики 7-11 классов. Тематика работ по физике выбирается на одном из заседаний научного общества школы заранее. Летом и осенью собирается материал, выполняется экспериментальная часть работы, обрабатываются статистические данные, анализируем полученные результаты. Одаренных детей надо целенаправленно выращивать, как можно раньше приобщать к различным видам творчества, в том числе к серьезным занятиям наукой. Физика является обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образуя прочный фундамент всего естествознания. Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом, а учитель продолжает оставаться центральной фигурой процесса обучения. Его знания, увлечённость, талант, личностные качества – это составляющие успеха детей. В методической копилке кабинета физика имеется большое количество разработок внеклассных мероприятий, которые используются при проведении недели физики (разработки Новиковой В. Г.) 3. План-программа методической разработки Обобщенная план-сетка мероприятия
4. Содержание мероприятий
Понедельник 1. Информационный марафон, во время которого учащиеся вместе с преподавателем – организатором обходят кабинеты, информируют учащихся о начале предметной недели, знакомят с планом мероприятий и приглашают принять в них активное участие. 2. Конкурс рисунков, ребусов и кроссвордов: «Физические открытия» За неделю до конкурса классный руководитель проводит классный часы, посвященные небольшому экскурсу детей в мир истории физики и великих физиков, рассказывает о некоторых из них интересные факты. На основе проведенной работы детям предлагается представить свой рисунок, посвященные физическим явлениям. В приложении №1 находятся отсканированные работы учеников.
Вторник 1. Подведение итогов конкурса рисунков, ребусов, кроссвордов. 2. Все дети с рождения – экспериментаторы. Огромный и неизведанный мир притягивает их, манит безграничными возможностями познания всего нового. Если направить его любознательность в нужное русло, то это станет залогом успешного обучения. В современном, стремительно развивающемся мире добиться успеха может только тот, кто умеет самостоятельно добывать и анализировать информацию, применять полученные знания на практике. Исследовательская деятельность отлично развивает логическое мышление, учит делать выводы, дает начальные представления о физических законах, помогает понять некоторые явления природы. Потому мероприятие «Фокусы или физика?» очень актуально. Так как помогаетразвивать познавательный интерес к физике, В приложении №2 дана методическая разработка внеклассного мероприятия «Фокусы или физика?» проводимого в дни недели физики в школе.
Среда 1. Семинар «Интересные открытия рядом». История цивилизаций есть история Земли и ее исследования. История открытия магнитного поля Земли связано с историей открытия компаса, а значит и с географическими открытиями. Открытие магнитного поля Земли расскажет о прошлом и будущем Земли лучше любых учебников, а изучение его даёт толчок новым мыслям, изобретениям, творчеству. Семинар проводится в 7-8 классах в виде журнала открытий. Каждая страница журнала представляет собой открытие в физике, в медицине, в географии, в биологии, в астрономии. В приложении №3 находится методическая разработка мероприятия. 2. Экспериментальная площадка - «Заглянем в мир науки». Проводится для учеников 10-11 класса.. При своей работе ученики знакомятся с интернет-исследованием космического телескопа «Тесис». Рассматривают влияние плазменного(солнечного) ветра на магнитное поле Земли. Делают гипотезы и пытаются подтвердить их в лабораторной работе «Измерение горизонтальной составляющей Земли и влияния на магнитное поле Земли плазменного ветра.» В приложении №4 находится методическая разработка мероприятия и фотографии с мероприятия.
Четверг 1.Викторина «Мир физики» Физическая викторина «Мир физики» проводится в занимательной форме, гдеучащиеся знакомятся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики, открытиями физических законов, выдающимися учеными физики.Викторина углубляет и расширяет знания учащихся, способствуют развитию логического мышления и прививают интерес к изучению предмета естественнонаучного цикла, расширяет общий кругозор. Викторина проходит для учащихся 9 класса. В приложении №5 находится методическая разработка мероприятия. Пятница. 1.Научная конференция среди учащихся 7-11 классов. Участники конференции – это учащиеся, которые в течение длительного времени собирали материал об открытиях, разрабатывали презентации своих докладов, готовились отвечать на дополнительные вопросы слушателей. Было важно найти информацию новую, малоизвестную, чтобы заинтересовать зрителей, привлечь внимание к материалу. Особая сложность заключалась в том, что многие докладчики никогда не выступали перед большой аудиторией, поэтому им потребовалось не только отличное знание текста, но и личное мужество. Таким образом, конференция способствовала не только развитию интеллекта и познавательного интереса учащихся, но и формированию характеров. По окончании выступлений слово предоставляется экспертам – администрации школы, преподавателю физики, учителям, которые оценивают значение конференции и работы, проделанной учащимися при подготовке к ней. В приложении №6 находится методическая разработка мероприятия и фотографий. 2. Подведение итогов предметной недели, награждение активных участников и победителей.
5. Заключение Исходя из опыта работы по организации внеклассной и внеурочной деятельности учащихся при проведении предметного мероприятия «Неделя физики», можно сделать следующие выводы:
Литература и интернет – ресурсы
Внеклассное мероприятие по физике для средних классов «Фокусы или открытия?»
|
Поиск
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||