Основная цель воспитательной работы учителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Приоритетными задачами деятельности Виктории Геннадьевны являются: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, воспитания гражданина своей страны; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Главные принципы воспитательной работы учителя: принципы творчества, успеха, поддержки и доверия, принцип ответственности, индивидуализация воспитания. Соблюдение этих принципов способствует формированию положительной концепции и воспитание настоящего гражданина своей страны «Я – личность и гражданин».
В отношениях с учащимися учитель придерживается концепции педагогики сотрудничества: учитель и ученик – два субъекта одного процесса, сотоварищи, союзники. Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности класса, принимая различные формы (содружества, сопереживания, сотворчества). Неслучайно поэтому коллектив класса выбрал себе название «СССР» (Союз самых самостоятельных ребят).
Интересны и разнообразны формы воспитательной работы Виктории Геннадьевны, где сочетаются традиционные и новые приёмы: личностно - ориентированные классные часы, интеллектуальный аукцион, турниры знатоков, дни добрых сюрпризов, заочные путешествия, поисковая работа, различные соревнования и эстафеты.
Применяя в своей работе новые информационно – коммуникационные технологии, возможности компьютерных программ, Интернет – ресурсы, учитель способствует развитию творческого потенциала учащихся. На классных часах, родительских собраниях часто демонстрируются видеоматериалы, помогающие решать воспитательные задачи. У классного руководителя накоплен целый арсенал видеоматериалов о жизни своего класса: совместные мероприятия родителей и детей, экскурсии, фрагменты работы над социальным проектом.
Взаимодействие с учащимися является основой для успешного развития классного коллектива. Именно поэтому в своей работе с классом Виктория Геннадьевна большое внимание уделяет организации ученического самоуправления, которое строит в соответствии с разработанной при его участии модели школьного ученического самоуправления. Классным руководителем успешно реализуется поэтапное делегирование ребятам полномочий по решению управленческих задач в деятельности класса, учитывая при этом интересы, склонности детей. Своё педагогическое отношение к формированию гражданской позиции учеников Виктория Геннадьевна строит по следующему принципу: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Приведённые данные свидетельствуют о высоком уровне развития самоуправления: в классе соблюдается чередование творческих поручений; действует принцип сменяемости актива; поручения распределяются с учётом желаний, возможностей и интересов учащихся; отмечается высокий уровень социальной ответственности учащихся; высокий уровень проявления самостоятельности (организация и проведение учениками классных часов, уроков, внеклассных мероприятий).
Активная позиция учащихся обеспечивает их результативное участие в жизни школы:
Коллектив учащихся принимает активное участие в решении проблем местного социума:
Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельности, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др. Многие учащиеся класса являются участниками волонтерского движения в г. Медногорск. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Милосердие», «Ветеран живет рядом» и др.
Успешность воспитания ребёнка во многом зависит от тесного взаимодействия семьи и школы. Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, классный руководитель применяет разнообразные формы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, разработки памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Успешность взаимодействия Новиковой В. Г. с родителями проявляется в положительной динамике участия взрослых в жизни класса и школы:
Направления деятельности родителей
|
8 «а» класс
|
9 «а» класс
|
10 класс
|
Управление классом и школой
|
21 %
|
21 %
|
21 %
|
Участие в общешкольных собраниях, конференции пап
|
100 %
|
100 %
|
100 %
|
Организация внеклассных дел
|
65%
|
70%
|
71%
|
Участие в конкурсах, соревнованиях
|
45%
|
54%
|
54%
|
|
|
|
|
|
Главным признаком личностно-ориентированного развития детского коллектива является развитие его психологического микроклимата, который определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Для исследования оценки учащимися и их родителями психологического климата в классе использовались различные методики:
Методика «Оценка родителями психологического климата в классе» позволила выявить следующие факты: 95% родителей считают класс дружным, 89% - полагают, что ребенок в коллективе чувствует себя комфортно, 100% родителей испытывают чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями школы.
Таким образом можно сделать вывод, что Новикова Виктория Геннадьевна активно работает над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы.
Основой в ее деятельности является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося, чтобы каждый член коллектива чувствовал себя комфортно и занимал благоприятную социальную позицию.
В приложении к аналитической справке «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции» находится таблица № 1, в которой отражены мероприятия в воспитательных направлениях.
О результативности работы классного руководителя в целом можно судить по высокому уровню воспитанности учащихся класса – 94%.
Опыт работы учителя неоднократно представлялся на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей.
|