«Метапредметные технологии» – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.
Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи. Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.
Основные идеи метапредметного подхода:
- Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
- Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
- Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок»;
- Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.
Каковы могут быть методы, приемы и варианты реализации условий, обеспечивающих формирование и развитие до соответствующих уровней метапредметных новообразований у учащихся. Рассмотрим некоторые направления деятельности учителя:
- Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:
- Мысленное (идеальное) интуитивное – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы
- Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения «содержательной абстракции и содержательного обобщения» сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те «открытия», которые они на уроке сделали.
- Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера. Большие возможности для реализации данного компонента представляют элективные курсы предпрофильной подготовки и профильной школы, которые вводятся в учебный план в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени школы. В соответствии с этим проводила курс по выбору «Вода, которую мы пьём». Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9-х классов, он является межпредметным и рассчитан на 17 часов. Использую следующие формы работы с учащимися: практические и лабораторные исследовательские работы, работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов, подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений (из Интернета, научной и научно-популярной периодической литературы), выполнение учащимися проектов. Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть: проектная работа, творческая работа.
- Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности. Так, например, проведение в 11-м классе конференции «Физика-мировоззрение-технология» позволяет привлечь всех учащихся класса и каждый выбирает сам форму и содержание участия.
Вопросы для обсуждения:
- XXI век – век, в котором миром управляет физика?
- Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
- Что важнее всего на Земле?
Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.
Моя практика позволила определить следующую структуру осуществления «Метапредметности» на уроках физики и во внеурочное время:
- Уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география, история и др.):
- Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).
- Использование заданий типа: Прочитайте небольшой текст о Байкале.
«Озеро Байкал – огромное хранилище пресной воды. Температура поверхностных слоёв воды в Байкале летом +8…+9°С, а в отдельных заливах +15 °C. Температура же глубинных слоёв – в любое время года около +4°C. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Наступление весны на Байкале задерживается на 10-15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная» Объясните: А) почему температура глубинных слоев озера +4°C. Б) почему вблизи озера Байкал и весна, и зима наступают позже, чем в прилегающих районах.
Для ответа воспользуйтесь справочными материалами о свойствах воды.
- Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Даю алгоритм:
- Выберите необходимое оборудование
- Соберите установку.
- Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:
- Какое предположение проверялось в опыте?
- Какое оборудование было выбрано для опыта и почему?
- Что наблюдалось при проведении опыта?
- Какой вывод можно сделать по результатам опыта?
- В течение года учащиеся успешно выполняют домашние исследования. Например: апробировала и применяю задания для учащихся 7-го класса, которые предлагают В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик:
Исследование 1
- Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу: Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
- Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
- Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.
Исследование 2
- Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
- После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
- С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь — столовой ложки, чайной ложки, чашки.
- Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу. [2]
- Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения. Например:
- С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
- В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
- Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.
- Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:
- Устройство, прибор, механизм:
1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;
1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.
- Использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении. Это задачи, не выходящие за рамки школьной программы, но требующие для решения нестандартного подхода. Рассмотрим задачи по теме «Молекулярная физика и основы термодинамики». Особое место занимают задачи на перевод графика некоторого газового процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах.
|