Четверг, 09.05.2024, 05:57
Приветствую Вас Гость | RSS

      Сайт учителя физики Новиковой В.Г.

 
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка элективного курса по физике «Я познаю мир физики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Я познаю мир физики» является интегрированным. Курс имеет практико-ориентированную направленность: предполагает знакомство с определённым аспектом базовой науки (физики) и направлением исследований, которые возникли на стыке биологии, физики и экологии. Интеграция учебной и вне учебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, усилению интереса к науке физике. При изучении данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий предусматриваются исследовательские работы и проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, экскурсии, эксперименты. В процессе работы по изучению данного курса ученики могут: -Закрепить умения пользоваться научно-популярной литературой, Интернетом; -Расширить спектр своих умений (наблюдение, составление тематических карточек, таблиц, схем) по избранной теме; -Научиться более внимательно всматриваться в окружающий мир; -Приобрести навык поиска нужных данных, их отбора, анализа, обобщения; -Научиться пользоваться физическими приборами, применять измерения в быту. В содержании элективного курса выделяются теоретический и практический аспекты. В каждой теме курса - 3 части: теория, практические работы (простые опыты и исследования), полезные советы. Элективный курс «Я познаю мир физики» рассчитан на учеников 9-10-х классов гуманитарного, социально-гуманитарного, биолого-химического и других профилей. Продолжительность курса 33 часа, состоит из 6-и модулей, каждый из которых имеет логическое завершение и может быть использован как самостоятельный курс. В личный «портфель достижений» к концу курса каждый должен «вложить» свой труд. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно успешными, чтобы представить их в «портфель». ЦЕЛИ КУРСА: Формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся через знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике и производстве, развитие критического мышления, ключевых компетенций. ЗАДАЧИ КУРСА: - Развитие критического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации; - Повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности; - Совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса (выполнение экспериментальных работ, изучения, отбора и систематизации информации, подготовка реферата, презентации); - Овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов и видение их в окружающих процессах и на производстве; - Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы; - Осознанный выбор профильного обучения. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ: При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических технологии (беседы, обсуждения, дискуссии, круглый стол), интерактивных методов обучения (исследовательский метод, метод проектов, мозговой штурм, древо решений и др.), технология «открытого пространства» (групповая форма организации деятельности учащихся) и использование ИК-технологий (наглядность, методы контроля, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ КУРСА: Формирование ключевых компетенций: В области учебных компетенций: Уметь: -организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования; -решать учебные и самообразовательные проблемы; -связывать воедино и использовать отдельные части знаний. В области исследовательских компетенций: Уметь: -получать и использовать информацию; -обращаться к различным источникам данных и их использование; Знать: -способы поиска и систематизации информации в различных видах источника. В области социально-личностных компетенций: Уметь: -видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. В области коммуникативных компетенций: Уметь: -выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; -выступать на публике; -читать графики, диаграммы и таблицы данных; -сотрудничать и работать в команде. ОТСРОЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ КУРСА: -осознанный выбор профильного обучения на следующей ступени; -личностный рост учеников; -практическое применение полученных навыков в дальнейшей жизни; -участие в научно-практических конференциях. РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА: Для проведения элективного курса «Я познаю мир физики» необходимо наличие в образовательном учреждении: - лабораторное оборудование, - кабинет, оснащённый единичным комплектом компьютерного и демонстрационного оборудования; - компьютерный класс с выходом в Интернет, - проектор с экраном, - мультимедийная ресурсы по физике, экологии и биологии, - наличие научной и учебной литературы. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА: - знание основных этапов постановки исследований и экспериментов, основных понятий и положений теории, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерений(проверяется тестированием); -умение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты и делать выводы на основании полученных данных.(проверяются отчеты о выполнении лабораторных работ); -умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и других источников.(оценивается информация при представлении докладов, рефератов, и презентаций); СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. Модуль 1.Цели и методы науки «Физика» (4 часа) Модуль 2.Механические явления (5 часов) Модуль 3.Электричество (8 часов) Модуль 4. Магнетизм (5 часов) Модуль 5.Электромагнитные волны (7 часов) Модуль 6. Презентация результатов курса (4 часа) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Я познаю мир физики». Модуль Количество часов Тематическое планирование занятий Модуль 1. Цели и методы науки «Физика» 4 часа 1.Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. 2.Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений. 3.Физические законы и границы их применения. Некоторые механические понятия: масса тела, объём, плотность вещества, трение. 4.Практическая работа «Измерение объёмов твёрдого тела, жидкостей. сыпучих тел».(Приложение 1.) Модуль 2. Механические явления 5 часов 5.Механические явления в окружающем нас мире. Сила. Сила давления. Давление. Сила трения. 6.Трение может быть «полезным» и «вредным»: две стороны одной медали (за и против). 7.Практическая работа. Исследование и построение графика зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и площади опоры. 8.Исследовательская работа «Способы уменьшения силы трения.» (Приложение 2) 9.Круглый стол «Перспективы использования механической энергии на производстве» Модуль 3. Электричество 8 часов 10.Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые организмы. 11.Исследовательская работа «Природные и искусственные электрические токи». 12.Электролиз. Исторические моменты становления теории электролиз. Современное применение электролиза на практике. 13.Исследовательская работа «Получение меди из раствора медного купороса и расчет электрохимического эквивалента меди.» (Приложение3) 14.Исследовательская работа «Исследование влияние различных факторов на процесс меднения.» (Приложение 4) 15.Экскурсия на металлургический медносерный комбинат г. Медногорск. Знакомство с производственной лабораторией электролиза.(Приложение 5) 16.Исследовательская работа «Определение массовой доли меди (в сумме с серебром), в меди черновой электрогравиметрическим методом.» (Приложение 6) 17.Энергия электрического тока и ее использование. Исследовательская работа «Анализ становления и развития энергетики Оренбургской области». Модуль 4. Магнетизм 5 часов 18.История зарождения теории магнетизма. Теория магнетизма в наше время. 19.Магнитное поле Земли и характер его изменений. 20.Исследовательская работа «Характер влияния магнитного поля Земли на человека». 21.Исследовательская работа «Измерение горизонтальной составляющей магнитного поля и влияния солнечного ветра на магнитное поле Земли». (Приложение 7) 22.Исследовательская работа «Изучение магнитосферы земли с помощью космического телескопа «Тесис».(Приложение 8) Модуль Количество часов Тематическое планирование занятий Модуль 5. Электромагнитные волны 7часов 23. Шкала электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн различного диапазона. Применение волн на практике. Роль электромагнитных волн в жизни современного человека. 24Рентгеновское излучение. Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующего излучения. 25. Зрительные иллюзии. Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды). Исследовательская работа «Характер изменения поведения растений при изменении уровня освещённости» 26. Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция). 27. Экспериментально-исследовательская работа «Условия получения радуги в мыльных пузырях» 29.Исследовательская работа «Изучение пленки мыльных пузырей» (Приложение 9) 29. Круглый стол «Перспективы использования электромагнитных волн» Доклады учащихся: Радиоволны-свойства и применение. Радиолокация. Применение волн сверхвысокой частоты. Использование инфракрасного излучения в медицине. О вреде и пользе ультрафиолетового излучения. Модуль 6. Презентация результатов курса 4 часа 30-33. Заключительные занятия: представление исследовательских и проектных работ (защита презентаций, докладов, рефератов).
Категория: Мои статьи | Добавил: viktoriy45 (18.05.2019)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz