Конспект урока.
Тип урока- урок обобщение, закрепление знаний изучения нового материала с применением ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: проверка теоретических знаний по теме «Фотоэффект»;
Отработать навыки решения задач разного типа и уровня.
Воспитательные: развитие функций общения на уроке, обеспечение взаимопонимания.
Развивающие: развить способности усвоения и закрепления теоретических знаний, формировать умение трансформировать информацию, изменять объем.
Актуальность: задачи по теме «Фотоэффект» включены в заданиях ЕГЭ по физике.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сборники задач.
Задачи:
- Образовательные :
-закрепить понятие фотоэффект;
-исследовать зависимость частоты падающего излучения для образования фототока.
- Воспитательные
-формировать навыки работы в группах;
-прививать интерес к предмету через различные компоненты воспитательного процесса.
- Развивающие
-развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию;
-устанавливать причинно – следственные связи;
-делать выводы.
План урока
1.Организационный этап
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
3. Этап актуализации и коррекции опорных знаний.
4.Динамическая пауза (ФМ)
5.Этап проверки понимания учащимися материала
6.Этап закрепления материала
7.Рефлексия учебной деятельности
8.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока.
1.Организационный этап
Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кого нет ? (отмечает в журнал отсутствующих учащихся)
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
На прошлом уроке мы изучили законы фотоэффекта, а что мы делаем после изучения теории? Конечно учимся применять свои знания в решении задач, что и требуется на ЕГЭ. Я, надеюсь, что сегодня вы будете хорошо работать, проявлять познавательную и творческую активность. Хочу пожелать вам успехов на сегодняшнем уроке.
Эпиграфом к уроку нам послужат слова А.С. Пушкина
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель …»
Напомним правила поведения на уроке.( Ученики озвучивают правила)
- Краткость – сестра таланта
- Знание – сила
- Шёпот слышнее крика
- Критикуя – предлагай
- Будь бдителен
.
3. Этап актуализации и коррекции опорных знаний.
В стихотворении А.С. Пушкина есть слова «просвещенья дух» - их можно воспринять как теорию, а слово «опыт» - как один из экспериментальных методов, а мы сегодня ЗНАТОКИ, займёмся теорией.
Задание № 1
Внимание на слайд. ( на слайде записаны вопросы по теме «Фотоэффект и его применение», учащимся необходимо дать на них ответ. За каждый правильный ответ ставится 3 балла. Кто наберёт больше баллов получит звание «Знаток теории фотоэффекта»)
Вопросы:
- называют фотоэлектрическим фотоэффектом ?
-в чём состоит экспериментальное исследование, проведённое А.Г. Столетовым ?
-сформулируйте законы внешнего фотоэффекта.
-какое напряжение называется задерживающим ?
-на что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте ?
-в чём сущность гипотезы Эйнштейна в теории фотоэффекта?
-что такое фотон ?
-где применяется фотоэффект ?
-к каким выводам пришли учёные относительно природы света после открытия фотоэффекта ?
Задание № 2
Установите соответствие, обменяйтесь карточками с соседом и выставьте оценку используя предложенные критерии оценки.
«5» - одна ошибка; «4» - две ошибки; «3» - три ошибки; «2» - меньше трёх ответов
1
|
Фотоэффект
|
|
Электрон, вырванный светом из катода
|
2
|
Фотоэлектрон
|
|
Максимальное значение фототока
|
3
|
Фототок насыщения
|
|
Явление вырывания электронов из вещества под действием света
|
4
|
Задерживающее напряжение
|
|
Движение вырванных светом из катода электронов
|
5
|
Фототок
|
|
Напряжение, при котором величина фототока равна нулю
|
Внимание на слайд. Проверьте так ли у вас.
Самостоятельная проверка, выставление оценок.
Решение задач.
- Задача. Длина волны, соответствующая красной границе фотоэффекта, для натрия составляет 530 нм. Определите работу выхода электронов из натрия.
Что необходимо сделать для того чтобы перейти к решению задачи?
Ученик: 1.Выяснить о коком явлении идет речь. В этой задаче идёт речь о фотоэлектрическом эффекте.
2.Проаанализировать условие задачи. В этой задаче необходимо определить работу выхода по формуле Авых = hνкр,
Решение задачи комментирует ученик с места.
Дано:
λкр = 530 нм
c = 3 × 108 м/с
h = 6, 63 × 1034Дж×с
__Авых - ?
Решение Авых = hνкр, где νкр = c / λкр, с - скорость света в вакууме
Авых = 6, 6 × 10-34 × 3× 108/ 530 × 10-9 = 3,73 × 10-17 Дж / 1, 6 × 10-19 = 2, 34 эВ
Ответ: 2, 34 эВ
- Самостоятельная работа. Выполняет каждый ученик. После проверяется результат.
Задача. Определить наибольшую длину волны света. При которой может происходить фотоэффект с пластины. Работа выхода для вещества с пластины 8,5*10-19 Дж.
3) Решение задачи у доски выполняет ученик.
Задача. Определите максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов, вылетающих из калия при его освещении лучами с длиной волны 345 нм. Работа выхода электронов из калия равна 2, 26 эВ.
Что необходимо сделать для того чтобы перейти к решению задачи?
Ученик: 1.Выяснить о коком явлении идет речь. В этой задаче идёт речь о фотоэлектрическом эффекте.
2.Проаанализировать условие задачи. В этой задаче необходимо найти кинетическую энергию фотоэлектрона, используя уравнение Эйнштейна.
Дано
λ = 345 нм
Авых = 2, 26 эВ
m= 9, 1* 10-31 кг
______________
Eкин - ?
Решение
hν = Авых + mʋ2 / 2
hν = Авых + Eкин , откуда Eкин = hν - Авых = hc / λ - Авых
Eкин = 6, 63 × 10-34 × 3 × 108 / 345 × 10-8 – 2, 26 × 1, 6 ×10-19 =
5, 8 × 10-19 – 3, 62 × 10-19 = 2, 13 ×10-19 Дж
Ответ: 2, 13 ×10-19 Дж
4. Задача. (Решает учитель совместно с учениками)
При освещении металлической пластинки монохроматическим светом задерживающая разность потенциалов равна 1,6 В. Если увеличить частоту света в 2 раза, задерживающая разность потенциалов равна 5,1 В. Определить максимальную длину волны.
О чем идет речь в задаче?
Ученик: В задаче идёт речь о фотоэлектрическом эффекте на одной и той же металлической пластине при освещении светом разной частоты
Учитель: Проанализируйте условия.(ученики делают вслух анализ условия задачи) Описать фотоэффект можно с помощью уравнения Эйнштейна т. к. рассматривается два случая, то это уравнение, выражающее закон сохранения энергии в процессе фотоэффекта, записывается два раза- опыты проводятся в тот момент, когда напряжение на электродах равно запирающему.
- ток не идёт.
- т. е. электрическое поле совершает работу по торможению электронов
Получим уравнения в которых неизвестными являются работа выхода и частота
- при максимальной длине волны падающего света электроны выбиваются с поверхности металла, но не получают кинетическую энергию- вычислим максимальную длину волны
Проведём расчёты. Ответ: 654 нм
Проанализируем результаты.
Учитель:
- какого цвета свет ?
Ученик: Красный
Учитель:
- будет ли наблюдаться фотоэффект при освещении жёлтым светом ?
Ученик: Будет так как максимальная длина волны 654 нм, а желтый соответствует меньшей длине волны.
Учитель: В стихотворении А.С.Пушкина так же есть слова «гений парадоксов друг». Знаете ли вы, что такое ПАРАДОКС ?
Ученик: ПАРАДОКС – это неожиданное явление, не отвечающее обычным представлениям.
Учитель: В чём состоит ПАРАДОКС фотоэффекта?
Ученик: ПАРАДОКС фотоэффекта состоит в том, что при увеличении мощности потока падающего света заданной длины волны скорость фотоэлектронов не увеличивается, а свет, имеющий длину волны меньше порогового значения не может выбить из металла электрон независимо от мощности светового потока.
4.Динамическая пауза (ФМ)
5.Этап проверки понимания учащимися материала и закрепления материала
Решение задач по группам.
Группа № 1.
Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова длина волны света, падающего на поверхность кадмия, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 7,2 х 10 м/с
Группа № 2.
Наибольшая длина волны света, при которой может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450 нм. Найдите максимальную скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300 нм.
Группа № 3.
Работа выхода электронов из ртути равна 4,53 эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение окажется равным 3 В ?
Решение задач проверить на доске. (по одному учащемуся от каждой группы)
6.Рефлексия учебной деятельности
Учащиеся продолжают фразы:
Сегодня на уроке я научился….
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке мне не понравилось…..
Подведение итогов. Объявляем оценки, отмечаем наиболее активных учащихся.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание на дом:
- Тест А1-А5
- Задачи из сборника задач Рымкевича № 1137, № 1140.
|