Понедельник, 20.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS

      Сайт учителя физики Новиковой В.Г.

 
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Оценка форсированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе

Оценка форсированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе

 

 

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую

  ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей,  

что эти открытия не для всего человечества,а для данного маленького человека.
                                                                                                                                                    Кузнецов В.И.

 

 

Понятийный аппарат

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».  В русском языке слово проект означает  совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Учебно – исследовательская деятельность –  деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

 

Принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно такая деятельность предоставляет уче­нику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем реп­родуктивная деятельность. Возможность приобретения права выбора собственной предмет­ной деятельности дает ученику необходимость самостоя­тельного анализа результатов и последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследова­ния. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагога­ми, он становится партнером и сотрудником взрослого.

Принцип доступности исследования. Занятие проектной и учебно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачас­тую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что по­нятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он име­ет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конк­ретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно. Поэтому, педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность само­стоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее вы­брать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.

Принцип естественности.  Тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и вы­полнимой, интересной и настоящей. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потро­гать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрыва­телем без подсказки и руководства учителя.

Принцип наглядности или экспериментальности. В исследова­тельской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким обра­зом, принцип наглядности — достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и яв­лений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.

Принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осозна­ваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки, сформулиро­ванные взрослым, а плод раздумий ученика. Осмысление проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следст­венные связи между отдельными компонентами исследования, свои­ми словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений, неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслитель­ной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обоб­щение. Именно процесс осмысления исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совер­шать логические умственные операции, формирует способность пере­носить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.

Принцип культуросообразности. Воспитание у ученика культуры соблюдения научных традиций, научного исследо­вания и новизной и оригинальностью подходов в его решении науч­ной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принци­пом творческой исследовательской деятельности, когда ученик прив­носит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.

Основные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности

1. Предметные области организации проектно-исследовательской деятельности

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся  являются:

  • естественно-научное,

  • математическое,

  • гуманитарное,

  • общественно-научное,

  • лингвистическое,

  • информационных технологий и телекоммуникации,

  • психолого-социальное,

  • культурологическое.

Реализация данных направлений осуществляется через работу на уроках и внеурочную деятельность:

- решение проектных задач, разработку и представление мини-проектов на уроках;

- подготовку и защиту проектов на зачетах по некоторым курсам, темам (МХК, обществознание, информатика)

- разработку и представление межпредметных проектов во время предметных декад, конференций, конкурсов;

2. Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности

В рамках  ООП  предлагается работа с содержанием  образования в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в четырех направлениях.

          Первое – поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют школьникам совершать хотя бы отдельные свободные  действия с изучаемым содержанием (например, разработка  маршрута путешествия по карте или плану местности). Такого рода задания (с дополнительными требованиями к маршруту, которые могут формироваться на уроках истории или литературы) вполне вписываются в уже существующие традиционные учебные  программы.

Второе – отказ  от полной формы проектирования (составление запусковых ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно, т.е. расширять пространство работы школьников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельность). Фактически речь может идти об отдельных заданиях со свободным пространством  действия. Важно, чтобы выполнение этого задания позволяло  превратить знания в средства выполнения задания, причем желательно очевидно изначально. Проект  может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом (а только его эскизом), но он никак не может превратиться в упражнение. Вот здесь (на границе упражнения и свободного  действия) и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной  учебной работы.

Третье – встраивание  в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах  учебного курса или координации нескольких учебных  предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной  до трех недель) превращается в  реальное проектирование определенного фрагмента учебного  содержания предмета (группы предметов).

Четвертое –  организация проектной  деятельности школьников  за пределами  учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного  содержания. Тогда содержанием  проектирования становится некоторый социальный контекст.

3. Особенности включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами; это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.; строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности; в этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

4. Требования к построению проектно-исследовательского процесса.

1.             Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося.

2.             Для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.

3.             Учающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

4.             Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

5.             Необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта.

6.             Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

7.             Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

5. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности

Общие особенности

• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия)

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. Это многообразие позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

В урочной деятельности

Во внеурочной деятельности

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

 

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с научными обществами других школ;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Этапы проектной и учебно-исследовательской деятельности

Этапы учебно-исследовательской  деятельности

Ведущие  умения  учащихся

1.       Постановка проблемы, создание проблемной  ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной  ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении  проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить  вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение  выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности  понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск  решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов

Умение  наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного  продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Процесс  проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий:

На переходном этапе (5-6 классы) в учебной  деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.  Под  проектной задачей понимается задача, в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе  решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Фактически  проектная задача задает общий способ  проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие  проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.

Педагогические эффекты от  проектных  задач.

·                задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении  поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

·                учит  (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

·                дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

          Таким образом, в ходе решения  системы  проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются  следующие способности:

·                рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

·                целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                планировать (составлять план  своей деятельности);

·                моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

·                проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

·                вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения других).

На этапе самоопределения  (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное  и социальное  проектирование.

Проектная форма учебной  деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектная деятельность именно  на этом этапе образования представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие  подростка.

Школьный  проект – это целесообразное  действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

·                анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

·                конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

·                выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

·                планирование этапов выполнения проекта;

·                обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

·                собственно реализация проекта.

Подготовка итогового  продукта:

·                обсуждение  способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

·                сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

·                подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

·                выводы, выдвижение  новых проблем исследования.

          К этим основным этапам проекта существуют дополнительные характеристики, которые необходимы при организации проектной  деятельности школьников. Проект характеризуется:

·                ориентацией на получение конкретного результата;

·                предварительной  фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной  степени детализации и конкретизации;

·                относительно жесткой регламентацией срока  достижения (предъявления)  результата;

·                предварительным  планированием действий по достижении результата;

·                программированием – планированием во времени с  конкретизацией  результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

·                выполнением  действий и их одновременным мониторингом и коррекцией;

·                получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: viktoriy45 (21.06.2015)
Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz