Понедельник, 20.05.2024, 06:37
Приветствую Вас Гость | RSS

      Сайт учителя физики Новиковой В.Г.

 
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа элективного курса «Нано мир»

Пояснительная записка

 

Развитие нанотехнологий открывает большие перспективы при разработке новых материалов, совершенствовании связи, развитии биотехнологии, микроэлектроники, энергетики, здравоохранения и вооружения. Среди наиболее вероятных научных прорывов эксперты называют значительное увеличение производительности компьютеров, восстановление человеческих органов с использованием вновь воссозданной ткани, получение новых материалов, созданных напрямую из заданных атомов и молекул, а также новые открытия в химии и физике.[1]

Нанотехнологии - это не просто количественный, а качественный скачок от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами. О том, что могут нанотехнологии рассказано в лекциях этого элективного курса.

Данный курс предназначен для учащихся 9-10 класса общеобразовательных средних школ. При проведении курса используются разнообразные формы проведения уроков: уроки-беседы, уроки-лабораторные работы,  уроки-конференции.  Предполагается  также  участие  слушателей  в  конференциях исследовательских работ различного уровня.

Для  изучения  курса  школьники  должны  иметь  элементарные  знания  в  областиматематики, физики и химии. При проведении уроков широко используются  современные  средства  обучения– компьютер,  интерактивная  доска, информационные образовательные ресурсы. Сопровождаются уроки иллюстративными фото-, аудио- и видео-материалами.

Школьникам  рекомендуются  образовательные  порталы,  в  первую  очередь

www.nanometer.ru. , www.nanomodel.ru

Курс основан на знаниях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.

Элективный курс рассчитан на 12 часов (1 час в неделю)

Цель курса:

- познакомить учащихся с новой отраслью знаний – нанотехнологиями.

Основные задачи курса:

- расширение представлений школьников о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов;

- реализация межпредметных связей, т.к. для развития нанотехнологий требуются знания не только физики, но и других наук;

- приобретение знаний об истории возникновения нанотехнологий, о методиках, используемых при создании нанообъектов, об уникальных свойствах наноматериалов, об их применении перспективах развития этой отрасли науки;

- научиться моделировать процессы архитектуры наночастицс помощью виртуального лабораторного практикума "Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях" – nanoModel

-научиться создавать электронные учебники для научного исследования наночастиц

При проведении занятий целесообразны лекции и семинары. К семинарам учащиеся  с помощью преподавателя находят информацию, касающуюся темы семинара, из научно-популярной литературы и сайтов Интернета. Работа учащихся по этому курсу оценивается в конце года по результатам зачёта.

1. Учебно-тематический план.

Таблица 1

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

 1

Введение

 

 

Лекции 

     Конспект   

2

Оборудование нанотехнологии.

1

1

 

Лекции

     Конспект

3.

От вещества к материалу

1

1

 

Лекция

     Конспект

4.

Самоорганизация и самосамосборкананочастиц

1

1

 

Лекция

Создание схем наномоделей

5.

Наноэлектроника

1

1

 

Лекция

Тезисы

6.

Наномедицина и биотехнология

1

1

 

Лекция

Тезисы

7.

Будущее нанотехнологий

1

1

 

Семинар

Исторический анализ

8.

Визуализационное моделирование

1

 

1

Виртуальный практикум

Эксперимент.

Создание моделей архитектуры наночастиц.

9

Виртуальный лабораторный практикум
"Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях"

2

 

2

Виртуальный практикум

Создание серий опытов в виртуальной лаборатории.

 

10

Защита работ

2

 

2

Конференция

Защита творческих проектов

 

2.Содержание курса

Введение(1 ч)

Положение нанообъектов на шкале размеров. Исторические аспекты развития нанотехнологии .Родоначальники нанотехнологической революции. Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? Нанотехнологии внутри и снаружи нас. Нанотехнологии – область знаний, где объединяются усилия физиков, химиков, биологов, врачей, инженеров – электроников, математиков и специалистов самых разных специальностей для очередного прорыва на пути человечества к прогрессу.

Оборудование нанотехнологии (1 ч)

Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Представление  об  электронном  микроскопе.  Примеры  фотографий,  сделанных  припомощи электронного микроскопа. Сканирующий электронный микроскоп. Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. Что такое туннельный микроскоп. Лазерный пинцет – инструмент для передвижения нанообъектов.Манипуляция атомами на поверхности. Нанопинцет. Перемещение молекул по поверхности–наноавтомобиль.

От вещества к материалу(1 ч)

Что такое наноматериал? Примеры материалов, в состав которых входят наночастицы.

Нанотермометр.Особая роль углерода в наномире. Графен – слой графита. Фуллерены – наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки – трубки из графена. Нанопроволоки. Дендримеры – капсулы наноразмеров. Самоорганизация нанообъектов и её использование при создании наноматериалов. Моделирование наноструктур.

Самоорганизация и самосборка наночастиц(1 ч)

Стремление  к  беспорядку  как  самопроизвольный  процесс.  Примеры  самоорганизации. Принцип«ключ-замок».  Межмолекулярные  взаимодействия.  Самоорганизующиесямоно слои.. Физикохимия – невозможное становится возможным.

Наноэлектроника(1 ч)

Полевой транзистор – основной элемент цифровых электронных схем. История создания и современное воплощение. Фотолитография или как рождается микросхема. Закон Мура – удвоение плотности транзисторов в микросхемах каждые два года. Современный транзистор – это уже нанотранзистор. Основная болезнь нанотранзистора – высокая температура. Углеродные нанотрубки – будущие элементы нанотранзисторов. Наносенсоры – глаза для наноэлектроники. Наномоторы – мышцы нанороботов.  

Наномедицина и биотехнология(1 ч)

Генная инженерия. Использование ДНК для синтеза лекарств. Трансгенные животные и растения. Генмодифицированные продукты: за и против. Нанотехнологии против вирусов и бактерий. Адресная доставка лекарств, упакованных в нанокапсулы, больным клеткам.  Нанотехнологии в борьбе с раковыми заболеваниями. Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов.

Будущее нанотехнологий (1 ч)

Нанотехнологии в медицине, авиации, космонавтике, военном деле, энергетике, сельскомхозяйстве. Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики.

Визуализационное моделирование(1 ч)

Наиболее современная визуализационная программа nanoModel на базе учебно-методического программного комплекса «Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях». Возможности программы наблюдении в трехмерном виде нано­структуры. Расчет необходимых параметров для наноструктур в школьном диапазоне изучения физики.

Виртуальный лабораторный практикум
"Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях"

(2 ч)

Исследовать построение моделей наночастиц металлов и неметаллов в зависимости от координационного числа прииспользования компьютерной программы. Понимание понятия самоорганизации нанночастиц. Моделирование процессов самосборки ансамблей коллоидных наночастиц и наноструктур основывается на реализации адаптированных физико – химических моделей.

Защита работ(2 ч)

Защита работ проходит в виде конференции.

3. Приложение.

Темы творческих работ :

1. Моделирование и исследование свойств молекул

2.Конструирование и исследование свойств наночастиц

3.Моделирование и исследование свойств наночастиц

4.Моделирование самоорганизации наночастиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителей и учащихся

1. Виктор Иванович Балабанов, Нанотехнология наука будущего, Издательство Эксмо,2009 г.

2. Тарасевич Ю.Ю. 2004. Механизмы модели дегидратационной самоорганизации биологических жидкостей // УФН. Т. 174. С. 779-790.

  1. Алфимов М.А. и др. 2004. Имитационное моделирование процессов самоорганизации наночастиц // Российские нанотехнологии. Т. 1-2. С. 127-132.
  2. Головин Ю.И. Введение в нанотехнологию. М., 2003.

3. Большой энциклопедический словарь под.ред. А.М. Прохорова, Москва; «Большая Российская энциклопедия», Санкт-Петербург «Норинт», 1997г.

4.  Encyclopedia of  Nanoscience and Nanotechnology. Edited by H. S. Nalwa. VolumeX: Pages (1-23).

5. Алфимов, М.В. Имитационное моделирование процессов самоорганизации наночастиц /М.В. Алфимов, Р.М. Кадушников, Н.А. Штуркин, В.М. Алиевский, П.В. Лебедев-Степанов // Российские нанотехнологии. - 2006. - N 1-2. С. 127-133.

Интернет-сайты

6. http://www.nanomodel.ru/

7. http://physicsweb.org/ - сайт о нанотехнологиях

8. http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях #1 в России

9. http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического общества «Нанометр»

10.http://www.nanorf.ru/ - журнал «Российскиенанотехнологии»

11. http://www.nanojournal.ru/ - Российский электронный наножурнал

12. http://kbogdanov1.narod.ru/ - «Что могут нанотехнологии?», научно- популярный сайт о нанотехнологиях .

13. http://technomag.edu.ru/doc/113580.html (Дистанционное компьютерное моделирование в Интернете)

14. www.isuct.ru/etc/nano/lection.doc В.И. Светцов Лекция :Нанотехника – современное состояние и перспективы развития

15. http://www.wikipedia.ru.

Категория: Мои статьи | Добавил: viktoriy45 (21.06.2015)
Просмотров: 1006 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz