Пояснительная записка
Развитие нанотехнологий открывает большие перспективы при разработке новых материалов, совершенствовании связи, развитии биотехнологии, микроэлектроники, энергетики, здравоохранения и вооружения. Среди наиболее вероятных научных прорывов эксперты называют значительное увеличение производительности компьютеров, восстановление человеческих органов с использованием вновь воссозданной ткани, получение новых материалов, созданных напрямую из заданных атомов и молекул, а также новые открытия в химии и физике.[1]
Нанотехнологии - это не просто количественный, а качественный скачок от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами. О том, что могут нанотехнологии рассказано в лекциях этого элективного курса.
Данный курс предназначен для учащихся 9-10 класса общеобразовательных средних школ. При проведении курса используются разнообразные формы проведения уроков: уроки-беседы, уроки-лабораторные работы, уроки-конференции. Предполагается также участие слушателей в конференциях исследовательских работ различного уровня.
Для изучения курса школьники должны иметь элементарные знания в областиматематики, физики и химии. При проведении уроков широко используются современные средства обучения– компьютер, интерактивная доска, информационные образовательные ресурсы. Сопровождаются уроки иллюстративными фото-, аудио- и видео-материалами.
Школьникам рекомендуются образовательные порталы, в первую очередь
www.nanometer.ru. , www.nanomodel.ru
Курс основан на знаниях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.
Элективный курс рассчитан на 12 часов (1 час в неделю)
Цель курса:
- познакомить учащихся с новой отраслью знаний – нанотехнологиями.
Основные задачи курса:
- расширение представлений школьников о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов;
- реализация межпредметных связей, т.к. для развития нанотехнологий требуются знания не только физики, но и других наук;
- приобретение знаний об истории возникновения нанотехнологий, о методиках, используемых при создании нанообъектов, об уникальных свойствах наноматериалов, об их применении перспективах развития этой отрасли науки;
- научиться моделировать процессы архитектуры наночастицс помощью виртуального лабораторного практикума "Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях" – nanoModel
-научиться создавать электронные учебники для научного исследования наночастиц
При проведении занятий целесообразны лекции и семинары. К семинарам учащиеся с помощью преподавателя находят информацию, касающуюся темы семинара, из научно-популярной литературы и сайтов Интернета. Работа учащихся по этому курсу оценивается в конце года по результатам зачёта.
1. Учебно-тематический план.
Таблица 1
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Форма проведения
|
Образовательный продукт
|
Всего
|
Лекции
|
Практика
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
Лекции
|
Конспект
|
2
|
Оборудование нанотехнологии.
|
1
|
1
|
|
Лекции
|
Конспект
|
3.
|
От вещества к материалу
|
1
|
1
|
|
Лекция
|
Конспект
|
4.
|
Самоорганизация и самосамосборкананочастиц
|
1
|
1
|
|
Лекция
|
Создание схем наномоделей
|
5.
|
Наноэлектроника
|
1
|
1
|
|
Лекция
|
Тезисы
|
6.
|
Наномедицина и биотехнология
|
1
|
1
|
|
Лекция
|
Тезисы
|
7.
|
Будущее нанотехнологий
|
1
|
1
|
|
Семинар
|
Исторический анализ
|
8.
|
Визуализационное моделирование
|
1
|
|
1
|
Виртуальный практикум
|
Эксперимент.
Создание моделей архитектуры наночастиц.
|
9
|
Виртуальный лабораторный практикум
"Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях"
|
2
|
|
2
|
Виртуальный практикум
|
Создание серий опытов в виртуальной лаборатории.
|
10
|
Защита работ
|
2
|
|
2
|
Конференция
|
Защита творческих проектов
|
2.Содержание курса
Введение(1 ч)
Положение нанообъектов на шкале размеров. Исторические аспекты развития нанотехнологии .Родоначальники нанотехнологической революции. Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? Нанотехнологии внутри и снаружи нас. Нанотехнологии – область знаний, где объединяются усилия физиков, химиков, биологов, врачей, инженеров – электроников, математиков и специалистов самых разных специальностей для очередного прорыва на пути человечества к прогрессу.
Оборудование нанотехнологии (1 ч)
Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Представление об электронном микроскопе. Примеры фотографий, сделанных припомощи электронного микроскопа. Сканирующий электронный микроскоп. Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. Что такое туннельный микроскоп. Лазерный пинцет – инструмент для передвижения нанообъектов.Манипуляция атомами на поверхности. Нанопинцет. Перемещение молекул по поверхности–наноавтомобиль.
От вещества к материалу(1 ч)
Что такое наноматериал? Примеры материалов, в состав которых входят наночастицы.
Нанотермометр.Особая роль углерода в наномире. Графен – слой графита. Фуллерены – наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки – трубки из графена. Нанопроволоки. Дендримеры – капсулы наноразмеров. Самоорганизация нанообъектов и её использование при создании наноматериалов. Моделирование наноструктур.
Самоорганизация и самосборка наночастиц(1 ч)
Стремление к беспорядку как самопроизвольный процесс. Примеры самоорганизации. Принцип«ключ-замок». Межмолекулярные взаимодействия. Самоорганизующиесямоно слои.. Физикохимия – невозможное становится возможным.
Наноэлектроника(1 ч)
Полевой транзистор – основной элемент цифровых электронных схем. История создания и современное воплощение. Фотолитография или как рождается микросхема. Закон Мура – удвоение плотности транзисторов в микросхемах каждые два года. Современный транзистор – это уже нанотранзистор. Основная болезнь нанотранзистора – высокая температура. Углеродные нанотрубки – будущие элементы нанотранзисторов. Наносенсоры – глаза для наноэлектроники. Наномоторы – мышцы нанороботов.
Наномедицина и биотехнология(1 ч)
Генная инженерия. Использование ДНК для синтеза лекарств. Трансгенные животные и растения. Генмодифицированные продукты: за и против. Нанотехнологии против вирусов и бактерий. Адресная доставка лекарств, упакованных в нанокапсулы, больным клеткам. Нанотехнологии в борьбе с раковыми заболеваниями. Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов.
Будущее нанотехнологий (1 ч)
Нанотехнологии в медицине, авиации, космонавтике, военном деле, энергетике, сельскомхозяйстве. Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики.
Визуализационное моделирование(1 ч)
Наиболее современная визуализационная программа nanoModel на базе учебно-методического программного комплекса «Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях». Возможности программы наблюдении в трехмерном виде наноструктуры. Расчет необходимых параметров для наноструктур в школьном диапазоне изучения физики.
Виртуальный лабораторный практикум
"Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях"
(2 ч)
Исследовать построение моделей наночастиц металлов и неметаллов в зависимости от координационного числа прииспользования компьютерной программы. Понимание понятия самоорганизации нанночастиц. Моделирование процессов самосборки ансамблей коллоидных наночастиц и наноструктур основывается на реализации адаптированных физико – химических моделей.
Защита работ(2 ч)
Защита работ проходит в виде конференции.
3. Приложение.
Темы творческих работ :
1. Моделирование и исследование свойств молекул
2.Конструирование и исследование свойств наночастиц
3.Моделирование и исследование свойств наночастиц
4.Моделирование самоорганизации наночастиц
Литература для учителей и учащихся
1. Виктор Иванович Балабанов, Нанотехнология наука будущего, Издательство Эксмо,2009 г.
2. Тарасевич Ю.Ю. 2004. Механизмы модели дегидратационной самоорганизации биологических жидкостей // УФН. Т. 174. С. 779-790.
- Алфимов М.А. и др. 2004. Имитационное моделирование процессов самоорганизации наночастиц // Российские нанотехнологии. Т. 1-2. С. 127-132.
- Головин Ю.И. Введение в нанотехнологию. М., 2003.
3. Большой энциклопедический словарь под.ред. А.М. Прохорова, Москва; «Большая Российская энциклопедия», Санкт-Петербург «Норинт», 1997г.
4. Encyclopedia of Nanoscience and Nanotechnology. Edited by H. S. Nalwa. VolumeX: Pages (1-23).
5. Алфимов, М.В. Имитационное моделирование процессов самоорганизации наночастиц /М.В. Алфимов, Р.М. Кадушников, Н.А. Штуркин, В.М. Алиевский, П.В. Лебедев-Степанов // Российские нанотехнологии. - 2006. - N 1-2. С. 127-133.
Интернет-сайты
6. http://www.nanomodel.ru/
7. http://physicsweb.org/ - сайт о нанотехнологиях
8. http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях #1 в России
9. http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического общества «Нанометр»
10.http://www.nanorf.ru/ - журнал «Российскиенанотехнологии»
11. http://www.nanojournal.ru/ - Российский электронный наножурнал
12. http://kbogdanov1.narod.ru/ - «Что могут нанотехнологии?», научно- популярный сайт о нанотехнологиях .
13. http://technomag.edu.ru/doc/113580.html (Дистанционное компьютерное моделирование в Интернете)
14. www.isuct.ru/etc/nano/lection.doc В.И. Светцов Лекция :Нанотехника – современное состояние и перспективы развития
15. http://www.wikipedia.ru.
|