Четверг, 09.05.2024, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS

      Сайт учителя физики Новиковой В.Г.

 
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по физике»

Умение решать задачи в настоящее время относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет развивать логику мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость.

Курс опирается на знания, полученные при изуче­нии физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения тео­ретических основ, необходимых для выполнения прак­тических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок.

Подготовка предусматривает использование активных форм организации учебных занятий: выстраивание индивидуальной траектории программы обучения, проведение лекционных и практических занятий, итоговый тестовый зачёт, компьютерное тестирование. Для осуществления последнего имеем такие программные продукты как «Готовимся к ЕГЭ. Физика» (диск выпущен компанией «Просвещение МЕДИА»), «Подготовка к ЕГЭ. Физика» (компания «Физикон»).

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач.

Программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по физике составлена в соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по физике (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»). В программе разбираются как задания базового уровня сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные стандартом базового уровня, так и задания повышенного и высокого уровней сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные стандартом профильного уровня. Прохождение программы нацелено на успешное овладение учащимися умений решать задачи, характерные для единого государственного экзамена по физике.

Целью элективного курса является:

- обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике;

- углубление профильного учебного предмета в классах с повышенным уровнем изучения физики;

- овладение умениями применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование положительного отношения к труду, целеустремленности, готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

Задачи:

- познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации (части «А», «В», «С»);

- совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;

- использовать активные формы организации учебных занятий;

- развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;

-развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера;

- сформировать познавательный интерес к изучению физики и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Используемые технологии:

-проблемное обучение;

- информационно-коммуникативные;

- обучение в диалоге;

- лекционно-семинарская система обучения;

- личностно-ориентированное обучение.

Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 11 классе посредством практической деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.

Актуальность данной программы заключается в мотивации обучающихся осознанного выбора профессии. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.

На прохождения программы отведено 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необхо­димый объем домашнего задания - 7-10 задач (1-2 за­дачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развер­нутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А)).

Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и по­лучить данные для определения дальнейшего совер­шенствования содержания курса:

- текущие контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором;

- итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Целесообразно охватить заданиями возможно более широкий круг вопросов, а на дом за­дать решить задачи другого варианта контрольной работы.

Распределение задач итогового тестирования по разделам (в расчет на 1 час) :

Тип А (с выбором ответа - 7 задач): механика -1 задача, молекулярная физика (1), электродинамика (электростатика или постоянный ток - 1, заряженные частицы и токи в магнитном поле или электромагнит­ная индукция - 1), колебания и волны (1), оптика (1), квантовая физика - 1 задача;

тип В (с кратким свободным ответом - 2 задачи): механика, молекулярная физика, электростатика, по­стоянный ток (1), магнитное поле, электромагнитная индукция, колебания и волны, оптика (1 задача из лю­бого раздела);

тип С (с развернутым свободным ответом - 1 зада­ча): задача высокого уровня сложности из любого раз­дела или комбинированная задача с применением за­конов физики из разных разделов или экспериментальная задача (по фотографии экспери­ментальной установки).

Оценивание задач экзаменационной работы:

Задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла. типа С - 3 балла.

Критерии оценивания работы итогового тестирова­ния: оценка «5» — 13-15 баллов, «4» — 9-12 баллов, «3» - 6-8 баллов, «2» - 0-5 балла.

 

Ожидаемый результат:

1. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.

2. Умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты.

3. Системность знаний по всем основным содержательным разделам курса физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, элементы СТО и квантовая физика.

4. Умения:

-понимать физический смысл моделей, понятий, величин;

-объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;

-применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;

-применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;

-анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований;

-анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты;

-решать задачи различного уровня сложности.

 

Содержание

 

Содержание составлено согласно разделению заданий по основным содержательным разделам (темам) курса физики. Программа включает 4 раздела: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизки. Каждый раздел включает этапы решения типовых задач согласно обобщенному плану варианта КИМ ЕГЭ 2019 года, подразумевающие классификацию заданий по трем уровням сложности.

Механика

Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности. Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения. Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии. Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук.

Молекулярная физика

Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева – Клапейрона, изопроцессы. Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины. Относительная влажность воздуха, количество теплоты.

 

Электродинамика

Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца. Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца. Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур.

 

Квантовая физика и элементы астрофизики

Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада. Элементы астрофизики: Солнечная

система, звезды, галактики.

 

Тематическое планирование

 

Раздел

Количество часов

1

Механика

22

2

Молекулярная физика

18

3

Электродинамика

20

4

Квантовая физика и элементы астрофизики

8

Резерв 2 часа

ИТОГО 70 часов

 

Тема занятий

Количество часов

  1.  

Практикум по решению задач на равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности

3

  1.  

Решение задач на законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения

3

  1.  

Решение задач на закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии

3

  1.  

Изучение условия равновесия твердого тела, закона Паскаля, силы Архимеда, характеристик математического и пружинного маятников, механических волн, звука

3

  1.  

Объяснение механических явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков

3

  1.  

Анализ характера изменения физических величин в процессах

3

  1.  

Установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами

3

  1.  

Зачетное занятие по теме «Механика»

1

  1.  

Практикум по решению задач на связь между давлением и средней кинетической энергией, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева – Клапейрона, изопроцессы

3

  1.  

Решение задач на работу в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины

4

  1.  

Определение относительной влажности воздуха, количества теплоты

3

  1.  

Объяснение тепловых явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков

3

  1.  

Изучение характера изменения термодинамических физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами

4

  1.  

Зачетное занятие по теме «Молекулярная физика»

1

  1.  

Практикум по решению задач на принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления)

3

  1.  

Решение задач на закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца

4

  1.  

Решение задач на поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе

4

  1.  

Объяснение электродинамических явлений; интерпретация результатов опытов,

представленных в виде таблицы или графиков

3

  1.  

Изучение характера изменения физических величин в процессах

2

  1.  

Установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами «Электродинамика и СТО»

2

  1.  

Зачет по теме «Электродинамика»

1

  1.  

Изучение планетарной модели атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада

7

  1.  

Зачет по теме «Квантовая физика и элементы астрофизики»

1

Резерв времени – 2 часа

Итого – 70 часов

 

Категория: Мои статьи | Добавил: viktoriy45 (18.05.2019)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz