Понедельник, 20.05.2024, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

      Сайт учителя физики Новиковой В.Г.

 
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Разработка урока в 9 классе "Звуковые волны"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: : формирование понятия звуковой волны с физиологической и физической точек зрения . Изучить источники звука.

Задачи урока:

1) образовательные:

- сформировать понятия: звуковая волна, источник и приемник звука;
- обеспечить усвоение условий необходимых для возникновения звуковой волны, определения направления распространения звука, механизма восприятия звука человеком;
 

2) воспитательные:

- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: причинно-следственных связей, познаваемости природы;
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
- воспитывать интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
- обеспечивать благоприятную психологическую обстановку на уроке, мотивацию учащихся к учебной деятельности (через посильность заданий и ситуации успеха);

3) развивающие:

- продолжить развитие речи, мышления, внимания;
- формирование навыков учебной работы;.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, электронная презентация (ЭП) «Звуковые волны», камертон, линейка с тисками.

Программное обеспечение: Power Point.

 

 

Структура урока

 

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

 

1

Организационный

Проверка готовности учебного кабинета и учащихся  к уроку.

1

 

2

Актуализация знаний

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися, коррекция пробелов.

7

 

3

Постановка проблемы

Обеспечение  мотивации постановки  темы урока  учащимися и  целей познавательной их деятельности на уроке.

5

 

4

Открытие нового знания

Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

20

 

5

Применение изученного материала

Установление правильных представлений о пройденной теме.

5

 

6.

Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

Обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в новой ситуации.

5

 

7.

Подведение итогов

 

1

 

 

Домашнее задание

Запись домашнего задания

             1

 

 

Ход урока

п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент - проверка готовности учебного кабинета и учащихся  к уроку

Приветствие учителя и включение в урок

2.

Для проверки выполнения  домашнего задания учитель предлагает:

1) первому  ученику заполнить у доски таблицу из 3 колонок:

Величины, описывающие колебания, потом -  волны

Единицы измерения

  •  

Амплитуда

  •  

 

  •  

Частота

  •  

 

Период

  •  
  •  

Длина волны

  •  

 

Скорость

  •  
  1.  

 

2) в это же время второй ученик у доски будет  решать одну задачу базового уровня обязательно:

- Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с? (ответ: 0,3 Гц).

 

 3) остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя устно (см. Презентацию - слайд № 2):

1.  Что называется  колебательным движением?

2.  Что называется волной?

3.  Назовите источник волн?

4.  Что переносит волна? 

5.  Что называется длиной волны?

6.  Назовите формулу скорости волны?

7.  Какие Вы знаете виды волн?

8. В какой среде не могут распространяться

      механические    волны?

9. В какой среде распространяются продольные и  поперечные  волны? (слайд №2)

 

 

Учащиеся слушают ответы первого и второго учеников у доски.

Первый и второй ученики  дают  самооценку.

Остальные учащиеся  исправляют неточности в их ответах  и оценивают  работу.

Учащиеся слушают,  исправляют ответы одноклассников и оценивают работу по третьему пункту.

Учащиеся  оценивают   работу класса  за выполнение домашнего задания.

3

 

 

1. Учитель предлагает учащимся послушать  стихотворение и, исходя из него,  догадаться о теме урока (слайд № 3).

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

 Про что это стихотворение?..

Учитель: Верно, сегодня мы будем изучать явления, которые называются звуковыми.( слайд №4)

Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадях.

2. Учитель называет тему урока: "Источники звука. Звуковые волны" и предлагает учащимся поставить цели урока через прием "Вопросительные слова": что? где? чем?  можно ли? почему?

-Про что это стихотворение?..

Верно, сегодня мы будем изучать явления, которые называются звуковыми?

-Часто ли вы сталкиваетесь со звуковыми явлениями?

Работа в парах. Ставят цель урока изучить звуковые явления.

Записывают в тетрадь цель урока.

.

 

 

4.

1.Для достижения цели урока проводят проблемный эксперимент:

- Растяните резиновое колечко между пальцами и щипком заставьте его звучать. Изменяя натяжение, получите разные звуки. Прижмите растянутое колечко к пустому стеклянному стакану. Снова щипком заставьте резинку звучать.

Ответьте на вопросы:

- Что является источником звуковых колебаний?

- Можно ли утверждать, что всякое звучащее тело, колеблется?

- Звучит ли всякое колеблющееся тело?

- Шарик, подвешенный на нити, колеблется, но не звучит. Значит, не все колебания в природе являются звуковыми. (слайд №5)

 

Практическая деятельность: Каждый из учащихся проводит проблемный эксперимент с растянутой резинкой.

После проведения эксперимента отвечают на  вопросы показанные на слайде

2. Учитель формулирует проблему: а сейчас я  приведу  в колебательное движение шарик  на

нитке. Не звучит, хотя и колеблется. Почему?

Делают вывод, что оказывается, не всякое колеблющееся тело

звучит.

 

 

 

3. Откуда можем взять правильную информацию об источнике звука?

 

 

Учитель на доске записывает диапазон звуковых волн, инфра- и ультразвука и показывает (слайд № 6).

Учитель дает задание найти из текста учебника про акустику.

Работа с учебником. Находят ответ из текста  учебника на поставленный вопрос. Дополняют запись в тетрадях, что источником звука является колеблющееся тело с частотой от 20 до 20000 Гц.

 Читают из учебника про инфразвук и ультразвук.

 

Наблюдают итоговую информацию на слайде.

5. Учитель проводит опыт. Просит соблюдать в классе идеальную тишину.

Мы знаем из предыдущих уроков, что колеблющееся тело является источником волн и что волна переносит энергию. Докажем это и на примере звуковых волн, проведя опыт. Я беру два одинаковых камертона, издающих ноту  ля, частоту  440 Гц,  и молотком ударяю по первому из них, приведя его в колебание.  Затем приглушаю  пальцами колебания камертона. Что замечаете?

 

Объясните явление, работая в группах.

Наблюдают за действиями учителя. 

 

 

 

Делают вывод, что начал звучать, хоть и слабо, второй камертон с такой же частотой.

 

 

 

 

 

 

6.Учителем формулируется вопрос:

-В какой среде распространяются звуковые волны?

-Распространяются ли звуковые волны в космосе?

-Можно ли разговаривать на Луне?

Показ видеофильма о распространении звука в вакууме (слайд№7,8)

Учащиеся слушают ответы учеников.

 

 

 

 

Просматривают видеофильм и делают выводы о распространение звука в вакууме.

7.Учитель: Звук – это продольная волна. Значит для определения скорости звука, можно использовать формулы, связанные с длиной волны и частотой.

Напишите эти формулы.

Учитель приглашает ученика для сообщения истории открытия скорости звука.

После сообщения ученика рассматривается таблица в учебнике.       При работе с таблицей скорости звука в различных средах, учащиеся отвечают на вопросы:

-   В какой среде скорость звука больше, меньше?

-    От чего это зависит?

-    Как вы думаете, зависит ли скорость звука от температуры среды? Почему?  

Учащиеся записывают формулу.

Категория: Мои статьи | Добавил: viktoriy45 (21.06.2015)
Просмотров: 1174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz