Понедельник, 20.05.2024, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS

      Сайт учителя физики Новиковой В.Г.

 
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Внеклассное мероприятие "Фестиваль профессий"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие  по профориентации для среднего и старшего звена:

 «Фестиваль профессий»

 

 

 

Подготовила: Новикова Виктория Геннадьевна,

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Медногорск 2015

 

Введение.

С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора обучающихся  того или иного профиля обучения. С одной стороны, профильное обучение - это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой - это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки. И в этот особый период жизни подростков взрослые окажут им неоценимую услугу, если помогут овладеть навыками самостоятельного выбора профессии.

Использование деловых игр, как одного из методов профориентационной работы,  вызывает все возрастающий интерес. Игровые методы, направленные на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении, приобретают особую роль во «всемирной активизации человеческого фактора» - важнейшего условия социального, культурного, экономического развития страны. Игра изначальна связана с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью игры ребенок проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Рано или поздно перед каждым ребёнком встаёт необходимость  задать себе вопрос: «Кем быть?». И в поисках ответа на него дети по-другому начинают смотреть на труд своих родителей, замечать особенности профессиональной деятельности окружающих их людей, на свои собственные увлечения. На увлечения, из которых потом может сформироваться профессиональная направленность, благодаря которым вырабатывается уверенность в своем профессиональном пути.

Методическая разработка мероприятия «Фестиваль профессий» направлена на привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути. При проведении мероприятия в игровой и познавательной форме происходит знакомство учащихся с миром профессии, создаются условия для профессионального определения, развиваются творческие способности у детей.

8-10 классы– это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.

 Основные задачи профориентации на данном этапе соответствуют  предпрофильной подготовке:

- формирование у школьников индивидуального смысла выбора профессии, выработка умения соотносить свои желания,  идеалы, представления о ценностях с реальными возможностями;

- знакомство с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

- знакомство с особенностями современного рынка труда;

Для решения этих задач для учащихся 8-10 класса проводятся конкурсы: конкурс презентаций профессий; игра-конкурс  «закончи предложения»; игра-конкурс  «назови профессию»; игра-конкурс «Что общего»;  игра-конкурс  «Собери пословицу»; блиц-турнир-  «Вопросы о профессиях».

Основной задачей для 11 класса является формирование устойчивого профессионального интереса, развития профессионально важных качества в избранном виде труда, развитей нормы, ценности конкретного трудового коллектива. Осуществление выполнения данных задач происходит при работе учащихся при подборке информации о ВУЗАХ России, где можно получить профессию, востребованную на ММСК. Кроме того, ученики 11 класса принимают непосредственное участие в проведении мероприятия, что способствует преемственности у учащихся.

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Фестиваль профессий»

Цель: оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

Задачи:

1. формирование положительной профессиональной мотивации;

2.  знакомство учащихся  с профессиями, необходимыми для градообразующего предприятия.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. столы и стулья для работы команд и жюри;
  2. на стенах висят плакаты с высказыванием знаменитостей по поводу важности определения выбора профессии;
  1. оценочные листы для членов жюри;
  2. карточки с профессиональной терминологией различных специальностей;
  3. задания для команд на отдельных листах;
  4.  мультимедийное оборудование, презентация “Power Point” на электронном носителе;
  5. CD – проигрыватель.

Подготовительная работа.

Участники конкурса получают домашнее задание:

а) придумать название команды (команда - профессия) и разработать символику;

б) подготовить рассказ в творческой форме о профессии, которую представляет команда ;

в) подготовить информацию об образовательных учреждениях России, где можно получить профессию,  востребованную на ММСК.

 

Подведение итогов игры.

 В ходе обсуждения жюри следует определить наиболее яркое выступление команды по представлению профессии и активном участие в мероприятии учащихся, направленных на профессиональное определение. Оценка эффективности работы детей происходит по следующим критериям:

-эмоциональная включенность ( оживленность), радость или даже агрессия- важно, чтобы школьник не был равнодушен;

-деловая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, дельные предложения, стремление провести время с пользой);

-общее удовлетворение ( в отличии эмоциональной включенности- только положительные отношения к занятиям, которое проявляется в благодарностях, просьбах провести такое же занятие, изменения отношения к самому психологу и т.д.)

Каждый из этих параметров может быть оценен по 5-бальной шкале по следующим показателям (баллам).

Эмоциональная включенность:

-полное безразличие (отсутствие интереса, выражение скуки на лице и в позах) отдельные очень редкие проявления интереса;

- неравнозначная заинтересованность( кто-то заинтересовался, кто-то нет);

- нормальный интерес(отдельные вопросы учащихся, оживленные лица;

- бурные эмоциональные проявления( восторги, стремление поспорить, высказаться и даже не согласиться с преподавателем)

Деловая включенность:

- учащиеся заняты посторонними делами;

- учащиеся пассивны (тихое безделье);

- формальная включенность («сделаю, что хотите, только отвяжитесь…»);

- нормальная деловая включенность (сосредоточенные лица, вопросы, активность…);

- сверхнормативная деловая активность ( повышенная сосредоточенность, желание сделать что-то по новому, готовность работать дополнительное время…).

Общая удовлетворенность:

- демонстративное недовольство ( насмешливые позы, агрессия, желание сорвать занятие);

- сдержанное недовольство ( недовольный внешний вид)

- трудноопределимая степень удовлетворенности( кто-то доволен, кто-то нет);

- удовлетворенность;

- полная удовлетворенность.

 

Фотоотчет мероприятия показан в приложении №4.

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий 1:

 Добрый день, дорогие ученики, учителя, уважаемые гости!

 Сегодня мы проводим  Фестиваль профессий – мероприятие в рамках конкурса «Лучший партнер», объявленный Медногорским медно-серным комбинатом .

На нашем фестивале присутствуют гости:

- представители Медногорского медно- серного комбината: Каманцева Светлана Николаевна, Слинько Ирина Николаевна, Милицкая Светлана Васильевна,

-  специалист отдела образования Байтурина Гульзада Рашидовна.

Девиз нашего Фестиваля сегодня таков: «Истинное сокровище для людей – найти себя в труде».

Цель: оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

 

Слово предоставляется директору школы Степановой Наталье Александровне.

 (Выступление директора посвящено методам оказания  помощи в профессиональном определении учащихся.)

 

Ведущий 2:

Мой Медногорск! Бывает он разный-

Холодный, веселый, зеленый, нарядный.

И здесь живут очень хорошие люди,

Которые с медью горячею дружат.

 

8 апреля 1939 год – дата основания города. И мы сегодня празднуем день рождения города Медногорска, проводя   творческо – познавательное мероприятие – «Фестиваль профессий !»

 

Ведущий 3:

Большой знаток истории Урала русский писатель Евгений Пермяк писал: «Мне иногда кажется, что главной резиденцией сказочной хозяйки Медной горы был не средний Урал, а его юг. Именно здесь задолго до начала нашей эры она показала степным племенам медь. Археологи подтверждают своими находками… древность металлургии нынешнего Оренбуржья.  Как же не назвать эту южную оконечность Урала исконной медной землёй…»

Постановлением Коллегии Наркомтяжпрома, подписанным 11 мая 1933 года, на базе открытого Блявинского месторождения медно-колчеданных руд началось строительство медно-серного комбината. Со всей страны ехали люди на разъезд Медный на новостройку.

4 февраля 1939 года медно-серный комбинат выплавил первые тонны черновой меди и серы – стратегического сырья для нашей страны, а 8 апреля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлки разъезда Медный Кувандыкского района Чкаловской области преобразовались в город Медногорск.

Так на карте Оренбуржья появился город, названный именем металла, давшего ему жизнь, - город Медногорск.

 

(Звучит песня про Медногорск, в сопровождении презентации со слайдами про историю Медногорска.)

 

Ведущий 1:

Наш город еще достаточно молод, но у него богатая и интересная история. Создано много произведений о нашем городе.

Вот как описывает А.Е.Ферсман строительство Медногорска: ««… мы едем посмотреть начало постройки нового, социалистического города. Мы видим площадку города, очень удачно выбранную. Будущий парк, музыкальные эстрады, фундаменты домов, начало канализации и водопровода. Строится большой кирпичный завод по последнему слову техники. Строительство располагает прекрасной глиной. Далее – территория будущего завода и рабочий поселок».

Библиотекарь Шагилова Ирина Леонидовна расскажет о книге Людмилы Яниной «Экспрессия медной истории».

( Библиотекарь Шагилова Ирина Леонидовна рассказывает о книге Людмилы Яниной.)

 

Ведущий 2:

Читая  строки этой книги, лучше осознаешь значимость той огромной работы, которую проделали медногорцы для развития и процветания города.  И слова «я родом из Медногорска» начинают вызывать гордость.

Медногорск и медно-серный комбинат неразрывно связаны. Медно-серный комбинат является градообразующим предприятием.

В настоящее время медно - серный комбинат, входящий в группу предприятий Уральского горно - металлургического комплекса, – одно из самых динамично и всесторонне развивающихся предприятий, дающее в городской бюджет более 60 процентов всех собираемых налогов.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться!

Успешно ли сложится судьба,  личная  и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в   профессии? Как выбрать?  Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один!

 

      Ведущий 3:

 

                Давайте вместе попробуем заглянуть в мир  профессий.

За пеленой житейских наслоений

За суетой мелькающих минут,

За сменою всех наших настроений

Есть главное на свете –

Это труд.

Время чутко движется вперед

Веет над полями и лесами.

Вот и наступает наш черед

Доказать, чего мы стоим сами.

Профессий разных много есть

Коль есть у вас стремленье.

И дел немало, всех  не счесть.

Усердье и терпение.

Вам нужно проявить, друзья,

И каждый будет главный Я.

«Дело каждому по призванию»-

Вот лозунг нашего собрания.

 

Ведущий 1

За нашими столами сидят представители 8-10 классов. Представители 11 класса выступают на  данном мероприятии в роли помощников-консультантов, которые помогают каждой команде 8-10 класса. При подготовке к «Фестивалю профессий» учащиеся собрали информацию об определенной профессии медно-серного комбината, узнали, в каком цехе она востребована, в каком учебном заведении можно получить эту профессию. Учащиеся познакомились с представителями данной профессии и по итогам выпустили информационную газету. ( Показывает газету, которая представлена  в приложении №1)

Сейчас мы ждем от вас творческого  рассказа о данной профессии. Свое выступление каждая команда начнет с высказывания, которые стоят у вас на столах.

Профессий много есть на свете

Но нужно выбрать себе одну

Которая в жизни тебе пригодиться

Которая прославит тебя и страну.

 

Выступление команд. (Выступления в виде презентаций находятся в приложении №2)

Ведущий 2

Не сталевары мы, не плотники

Не отлежали мы бока,

А педагоги все работники,

Нас учат жизни всех пока.

Специалисты будем классные,

Себя покажем мы в труде.

Профессии освоим разные,

В Медногорске, в области, в стране.

Учащиеся 11 класса собрали информацию о ВУЗАХ России, где можно получить профессию, востребованную на ММСК.

Выступление учащихся 11 класса (выступление учащихся 11 класса находится в приложении №3)

 

Ведущий 3:

Ну а сейчас проведем деловые игры с командами, которые должны показать, насколько хорошо они владеют знаниями о профессиях. Первая игра «Закончи предложения». Капитаны команд получают карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…

 

 Дети заканчивают предложения.  (Записали, зачитали).

 

Ведущий 1:

Следующая игра «Назови профессию». Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

 

Ведущий 2:

А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию? Конкурс «Что общего». Каждая команда получает карточку с пятью парами профессий.

Ваша задача: определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР
ЖИВОТНОВОД  – САДОВНИК

 

Ведущий 2:

Следующая игра «Собери пословицу».  На полосках бумаги написаны пословицы, полоски разрезаны пополам и перепута­ны. Комплекты таких листочков с пе­ремешанными половинками пословиц выдаются командам. По команде Ве­дущего начинается конкурс. Побежда­ет та команда, которая быстрее со­берет полностью все свои пословицы.

Пословицы о труде:

  • Без дела жить, только небо коп­тить.
  • Без охоты нет работы.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Была бы охота, а работа найдется.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Где труд, там и правда.
  • Глядя на нужную работу, сыт не будешь.
  • Дело мастера боится, а иной мас­тер дела боится.
  • Кто не работает, тот и не ест.
  • Мало хотеть, надо и уметь.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Семь раз отмерь, а один раз от­режь.
  • Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Одно дело делай, а от другого не бегай.

 

Ведущий 3

Следующий конкурс: блиц-турнир  «Вопросы о профессиях». Каждая команда должна ответить на большее количество вопросов.

  1. Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)
  2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
  3. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)
  4. Специалист по сборке и налад­ке механического оборудования. (Слесарь.)
  5. Специалист по обработке ме­таллов давлением. (Чеканщик.)
  6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)
  7. Мастер по ручной ковке ме­талла. (Кузнец.)
  8. Специалист с высшим техни­ческим образованием. (Инженер.)
  9. Владелец сельскохозяйствен­ного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)
  10. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Са­довод.)
  11. Специалист по технологии со­единения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)
  12. Специалист по уходу за ло­шадьми. (Коневод.)
  13. Специалист по духовым и кла­вишным инструментам. (Музыкант.)
  14. Специалист, владеющий нож­ницами и расческой. (Парикмахер.)
  15. Специалист по изучению про­цессов, происходящих в земной ат­мосфере. (Метеоролог.)
  16. Специалист по обработке дере­ва. (Столяр.)
  17. Специалист, наносящий рису­нок на ткань. (Раклист.)
  18. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрическо­го оборудования. (Электромонтер.)
  19. Специалист по передаче инфор­мации с помощью радиоволн. (Ра­дист).
  20. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агро­ном.)
  21. Работник торговли. (Продавец.)
  22. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, тех­нических устройств и приспособле­ний) в соответствии с установленны­ми едиными требованиями. (Чер­тежник.)
  23. Рабочий на стройке. (Каменщик.)
  24. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор.)

 

Ведущий 1:

Пока жюри подводит итоги, проведем игру с болельщиками -  «Знаменитости».

Кто – то из ныне знаменитых людей прославился уже в детстве – благодаря ролям в кино, пению и т.д., кто – то обучался пению, мастерству, а некоторые знаменитости перед тем, как прославиться  испробовали разные профессии и попали в ту нишу, в которой они сейчас популярны, после того,  как успели позаниматься чем – то другим.

Задание. Назвать профессию, которую человек получил, до того как стал известным.

  1. Гарик Мартиросян (имеет первое образование – медицинское: невропатолог – психотерапевт.)
  2. Павел Воля (учитель русского языка и литературы.)
  3. Александр Пушной (специалист по точным наукам, физик имеет дипломы бакалавра и магистра).
  4. Жасмин (по образованию  - медицинская сестра)

 

Подведение итогов.

Ведущий 2:

Завершая  наш сегодняшний фестиваль, хочется всем сказать:

Профессий в мире много разных и интересных, ярких и увлекательных. Не так уж важно, какую из них, выберете вы. Самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!

Ведь каждая профессия полезна для нас самих, для общества, для страны, в которой мы живем.

Главное, что должно объединить нас всех, людей, самых разных профессий -  это наша человеческая сущность, наша доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой, перед своими детьми, а значит, перед будущим своей страны, с гордым названием РОССИЯ!.

А сейчас слово жюри (жюри подводит итоги, объявляя победителей)

 

Ведущий 3:

По традиции каждое школьное  мероприятие мы завешаем Гимном школы.

Успехов всем, до новых встреч! (звучит гимн школ)

 

 

Использованная литература:

1.Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” Кн. для учителя /И.П. Арефьев и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: 2000г.

2.Жижова О. Перспектива успеха. Тренинговое занятие из элективного курса “Путь в профессию, или В поисках призвания”. //Школьный психолог, № 17. 2006.- С. 6-9.

3.Кабина И., Радзик И. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. /Школьный психолог, № 48. 2003. – С.8-9.

4. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов) -  М:  2006г.

5. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.

6.Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006

7.  Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.

Категория: Мои статьи | Добавил: viktoriy45 (30.03.2015) | Автор: Новикова Виктория Геннадьевна E W
Просмотров: 5046 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz