Внеклассное мероприятие «Семья и государство. Государственная политика в области социальной защиты семьи»
подготовила
учитель физики
Новикова Виктория Геннадьевна
Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
Цели:
- уметь видеть единство семьи и государства;
- расширить представления учащихся о роли семьи в обществе;
- познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи;
- воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, бережное отношение к богатству страны.
Задачи классного часа:
- формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации;
- учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.
- воспитание духовных потребностей, любовь и уважение к окружающим;
-этические;
-познавательные;
-эстетические
- способствовать укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- налаживание социального партнерства и взаимодействия между институтом семьи и другими институтами общества;
- возрождение культуры семейных отношений и семейного воспитания;
- повышение роли семьи в духовно-нравственном, патриотическом, культурном и экологическом воспитании и физическом развитии личности, повышение гражданской активности семьи;
- повышение роли семьи в области образовательной и социальной политики, семейного образования и воспитания;
- укрепление детско-родительских отношений и межпоколенных связей.
Оборудование:
- Выставка фотографий, рисунков с изображением семей детей.
- Плакаты для оформления.
-Мультимедийный комплекс.
-Фрагменты х\ф «Сказки на ночь»
Оформление доски: тема, выставка фотографий, рисунков с изображением семей, детей; плакат, эпиграф :
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин. В.Маяковский
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. (Сообщение темы занятия, формулировка целей и задач, показ презентации «Гимн семье»)
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления новых знаний. (Игра «Семейная викторина» с использованием слайдов презентации)
5. Подведение итогов .
6. Завершение урока ( Показ фрагментов кинофильма «Сказки на ночь».
Ход мероприятия:
- Организационный этап.
Дети рассаживаются в группы.
- Подготовительный этап.
Вступительное слово учителя:
Представьте Земной шар - огромный, красивый. Земля - большая звезда на нашей Галактике. А на Земле - страны и государства. Какие? (ответы детей). А в странах ещё мельче - области, города, районы, деревни. Наконец, дома и семьи. Такая непрерывная цепочка нашего бытия. Не будь какого - нибудь звена цепочки, всё нарушится. Сегодня будем говорить об одном звене этой цепочки - СЕМЬЕ.
Для дальнейшей мотивации учащихся дети просматривают презентации с фотографиями семей учащихся под песню Инь-Ян «Гимн семье» . (Приложение 1)
- Этап усвоения знаний.
Для лучшего восприятия материала ученики читают стихотворения наизусть о семье и семейных ценностях.
1 ученик.
Семья это счастье, любовь и удача,
Семья это летом поездки на дачу.
Семья это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья это труд, друг о друге забота,
Семья это много домашней работы.
Семья это важно!
Семья это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- ученик.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
3 ученик.
Семья словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, Я мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь Я!
А если есть собака?
Выходит восемь Я?
Нет, если есть собака,
Выходит Во! семья.
- ученик.
Как важно, бывает, найти свое место,
И жить, размышляя о том,
Что нужен кому-то, что жить интересно,
Что есть и работа и дом.
Что эта работа приносит достаток,
И то, что она по душе,
Что день перегружен,
Что вечер так краток,
И ждут тебя дома уже,
Что место твое
И в любовном романе,
И в деле, и в близких сердцах,
Что жизнь пролетает не в телеэкране,
А в общих делах и мечтах.
Что планов громадье,
Что чувствуешь силы
И многое можешь отдать,
Что близкие люди здоровы и милы,
И радостей - не занимать.
5 ученик.
Счастливое место - не точка на карте,
Не пункт назначения в судьбе,
А там, где вся жизнь пролетает в азарте,
Где рады, и ты ... и тебе ...!
А семья-это дом. Это двое и третий,
И, быть может, четвертый, и пятый потом.
Это теплые строки в желанном конверте,
Если машет разлука печальным крылом.
А семья-это свет, что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь и сопутствует нам.
Это-творчество, где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе - всегда пополам.
А семья-это все. Без нее холодеет
Одинокая мысль, одинокая жизнь.
Ничего не бывает на свете роднее.
Ничего. Как ни думай и как ни храбрись...
6 ученик.
Дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
-Выступление учителя.
История любого государства складывается из множества семейных историй. Стабильность государства невозможна без стабильной и крепкой семьи, основанной на вековых ценностях нашего народа.
Вклад в укрепление семейных ценностей вносит ежегодное празднование Дня матери, Дня семьи, любви и верности, проведение которого приурочено к почитанию Русской православной церковью Петра и Февронии — православных покровителей семьи и брака.
Семья, это то, что создаёт будущее любой страны. Взаимосвязь семьи и государства, приобретает явные очертания: государство предприняло беспрецедентный шаг по поддержке семьи, которая нацелена на решение вопроса, касающегося демографии. Без рождения детей ни одно государство существовать не может, ибо у такого государства нет будущего.
Начнём с определений. Что такое семья? Общепринятого определения семьи не существует, поэтому каждый может трактовать это понятие по-своему.
«Семья - совместная жизнь лиц двух последовательных поколений (родители-дети), с целью рождения и воспитания своих детей и продолжения своего рода.»
«Семья - группа людей, основанная на кровных и родственных отношениях, а также на законных отношениях, таких как брак или усыновление)».
Кто-то из великих сказал, что человеку для счастья нужны всего две вещи: живые родители и здоровье. И это действительно так. Когда мы рождаемся, у нас нет ничего: ни денег, ни имени, только наше здоровье. И задача каждого - сохранить его. Плюс ко всему, здоровье - социальное слагаемое, будут здоровы люди - будет здорова нация.
-Что такое здоровье?
Примерный ответ учеников: «состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней».
-Кто или что, прежде всего, может обеспечить здоровье человека?
Примерный ответ учеников: « Семья, сам человек, государство и медицина».
-Как сам человек может сохранить или улучшить состояние своего здоровья?
Примерный ответ учеников: « Здоровый образ жизни».
-В чем роль системы здравоохранения?
Примерный ответ учеников: « Укрепление здоровья»
Сергей Баруздин писал: «Кто построил этот дом, дом, в котором мы живем».
А дом — это семья, школа, природа, Родина, планета Земля. И построили этот дом мы — люди. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — писал Л.Н. Толстой. Дом в жизни каждого человека — это семья, уют, взаимопонимание. Каждый мечтает и пытается создать свой дом, в котором будет царить любовь к ближнему.
Жить в семье не просто. Государство регулирует семейные и брачные отношения, осуществляет функцию социального контроля за поведением граждан, оказывает большую поддержку семьям. Прежде всего, защита семей закреплена юридически.
- Какими документами регламентируется образование и существование семьи?
Примерный ответ учеников: « Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, многие нормативные акты, приоритетные национальные проекты»
- Какие мероприятия проводятся государством с целью социальной защиты семьи?
Примерный ответ учеников: « Материальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям, материнский капитал, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам, организация отдыха и санаторно-курортного лечения детей, помощь молодым семьям, дошкольные и школьные учреждения, учреждения соц.защиты, забота о здоровье матери и ребенка, защита работников, имеющих семейные обязанности и др.»
За счёт каких ресурсов государство живёт и развивается? Основных ресурса два:
- Семья.
- Природные ресурсы территории государства.
Семья в списке ресурсов государства на первом месте. Без людей государства нет.
Основным критерием эффективности государства должно служить эффективность использования людских ресурсов, а значит эффективность использования семьи. Чем меньше времени и здоровья приходится тратить людям и их семьям на поддержание и развитие государства, тем эффективнее государство.
Государство, которое, разрушая семью, не заботится о её восстановлении, вынужденно брать на себя функции семьи по воспитанию детей, и по обеспечению членов разрушенных семей. Проблема в том, что функции семьи государству не свойственны, и выполнять качественно функции семьи ни одно государство никогда не сможет, ведь в основе семьи лежит любовь и взаимное уважение, а в основе государства – сила и принуждение.
-Показ сценки: « Разговор папы с сыном».
Сценка.
Сын: «Папа, ты всегда говорил, что семья - это маленькое государство, как Россия?»
Отец: « Конечно сынок!»
Сын: « А тогда кто ты?»
Отец: «Я - ПРЕЗИДЕНТ!»
Сын: « А мама?»
Отец: « А мама - власть.»
Сын: « А бабушка?»
Отец: « ФСБ.»
Сын: « А я?»
Отец: « А ты - народ!»
Через час отцу на работу звонок. В трубке срывающийся голос сына.
Сын: « Господин президент! К власти пришел другой президент! ФСБ - спит, а народ волнуется!!!»
4. Этап закрепления новых знаний.
Закрепление знаний происходит при игре «Семейная викторина». Игра сопровождается показом слайдов.
5. Подведение итога
- Таким образом, сегодня мы говорили о семье, о членах семьи, об их отношениях - какими им быть. Какие же сделали выводы? (Высказывания учеников)
- Да! Быть милосердными, внимательными, относиться ко всем членам семьи с уважением, оберегать их от бед.
- А теперь мы это оформим символически. Кто знает, что являлось символом Года семьи в России в 2008 году? (Ответ учеников : «Ладошка»)
В заключение урока знаний «Семья и государство. Государственная политика в области социальной защиты семьи.» мы посмотрим отрывки из кинофильма «Ночные сказки». После просмотра попробуйте для себя выделить основные семейные ценности показанные в этом фильме.
Просмотр фрагментов фильма. «Сказки на ночь»
Приложение 2.
1 слайд.
2 слайд.
Какое выражение стало символом большой семьи?
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
3 слайд.
Кого засылают в дом невесты?
а) Разведчиков;
б) Юристов;
в) Сватов;
г) Казачков.
4 слайд.
До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?
а) До помолвки;
б) До регистрации;
в) До свадьбы;
г) До первого свидания.
5 слайд.
Как часто называют период романтических отношений влюблённых перед свадьбой?
а) Чайно-кофейный;
б) Молочно-кисельный;
в) Конфетно-букетный;
г) Алмазно-машинный.
6 слайд.
Что из этого происходит раньше остального?
а) Предложение;
б) Свадьба;
в) Помолвка;
г) Регистрация.
7 слайд.
Как называется церемония объявления кого-нибудь женихом и невестой?
а) Размолвка;
б) Помолвка;
в) Обмолвка;
г) Недомолвка.
8 слайд.
Как в переносном смысле называют семейный союз?
а) Стрелы Амура;
б) Узы Гименея;
в) Нить Ариадны;
г) Огонь Прометея.
9 слайд.
Какое из этих музыкальных произведений традиционно звучит на церемонии бракосочетания?
а) Вальс Штрауса;
б) Полонез Огинского;
в) Марш Мендельсона;
г) Хабанера Бизе.
10 слайд.
Что должны делать молодожёны на свадебной церемонии в соответствии с названием звучащего на ней произведения Мендельсона?
а) Вальсировать;
б) Маршировать;
в) Водить хоровод;
г) Танцевать брейк.
11 слайд.
Чем обмениваются новобрачные в ЗАГСе?
а) Кольцами;
б) Фотографиями;
в) Телефонами;
г) Рукопожатиями.
12 слайд.
Какой период времени в жизни молодоженов начинается сразу после свадьбы?
а) Бархатный сезон;
б) Сахарный час;
в) Шоколадный день;
г) Медовый месяц.
13 слайд.
Какой математический термин часто использует супруг, говоря о своей жене?
а) Половина;
б) Четвертинка;
в) Осьмушка;
г) Десятина.
14 слайд.
Как называют мужчину, на протяжении всей жизни хранящего любовь к одной женщине?
а) Однолюб;
б) Единоверец;
в) Однокашник;
г) Единоличник.
15 слайд.
Что из перечисленного может быть семейным?
а) Предлог;
б) Междометие;
в) Союз;
г) Местоимение.
16 слайд.
В каком месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности?
а) Февраль;
б) Май;
в) Июль;
г) Март.
17 слайд.
Какой цветок является символом нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?
а) Роза;
б) Незабудка;
в) Ромашка;
г) Лилия.
18 слайд.
Семья - это группа людей, основанная на кровных и родственных отношениях, а также на законных отношениях, таких как брак или усыновление.
19 слайд.
Семейная политика государства.
20 слайд.
Функции семьи
психологическая, хозяйственная, воспитательная.
Приложение 3